Маркировка в HoReCa: подготовка к новым условиям
В отрасли HoReCa маркировка стала обязательной к концу 2023 года. Предприятиям, работающим в этом сегменте, нужно настроить электронный документооборот (ЭДО) и подключиться к системе «Честный ЗНАК», чтобы передавать ей информацию о маркированных товарах. Разберёмся, как выглядит работа предприятий HoReCa c 1 декабря 2023 года.
Кого затронут нововведения
HoReCa — это аббревиатура, образованная от слов Hotel, Restaurant и Cafe или Catering. К этому сектору относятся:
*гостиницы, отели, гостевые дома;
*рестораны, кафе, бары, кофейни, кондитерские и другие заведения общепита;
*компании, осуществляющие доставку еды;
*предприятия, предоставляющие услуги по организации питания на выездных банкетах.
Новые требования по маркировке товаров также затронут столовые в государственных учреждениях: в детских садах, школах, университетах, судах. Все предприятия, закупающие маркированные товары, должны изменить свои рабочие процессы.
Какие товары из сектора HoReCa подлежат маркировке
Основные маркированные товары в HoReCa — продукты питания. В 2023 году подлежат маркировке:
- упакованная вода;
- молочные продукты (молоко, творог, кефир, йогурт, сыр, масло, мороженое);
- безалкогольные напитки (соки, компоты, морсы, квасы, все виды подслащённой воды);
- пиво и слабоалкогольные напитки.
Обычно предприятия HoReCa приобретают эту продукцию у поставщиков, которые сами маркируют товары и вводят их в оборот через систему «Честный ЗНАК». Гостиницам и ресторанам достаточно передать информацию о списании товара в «Честный ЗНАК». Делать это могут и поставщики.
Изменения при работе с маркировкой в HoReCa
Начиная с 1 декабря 2023 года HoReCa и государственные учреждения будут работать с маркированной продукцией по новым правилам. Компаниям потребуется изменить приёмку и списание молочной продукции и упакованной воды.
Приёмка товаров
С 1 декабря HoReCa и государственные учреждения должны самостоятельно подтверждать приём товара. Для этого потребуется заключить договор с оператором электронного документооборота (ЭДО) и зарегистрироваться на сайте системы «Честный ЗНАК».
Схема приёма товаров с маркировкой теперь выглядит так:
Поставщик продукции создаёт универсальный передаточный документ (УПД) с кодами маркировки. УПД — это аналог накладной, который используют при продаже товаров с маркировкой.
Поставщик отправляет предприятию хорека УПД через оператора ЭДО и передаёт товар.
HoReCa получает продукцию и УПД и сравнивает коды маркировки на товарах с теми кодами, которые указаны в документе. Если коды совпадают, хорека в сервисе ЭДО подписывает УПД. После этого товар считается принятым.
Оператор ЭДО отправляет информацию об обороте маркированных товаров в «Честный ЗНАК».
Приобретение маркированных товаров для самостоятельного использования
HoReCa и государственные учреждения могут покупать маркированную продукцию для личных нужд, а не для реализации. Например, работники ресторанов и столовых используют воду и молочную продукцию с маркировкой в приготовлении блюд. С 1 декабря HoReCa самостоятельно выводит эти товары из оборота.
В течение трёх рабочих дней после использования воды или молочной продукции сотрудникам заведения нужно зайти в Личный кабинет компании на платформе «Честный ЗНАК» и вручную вывести продукцию из оборота.
Если на момент сделки поставщик и покупатель уверены в том, что HoReCa не будет продавать маркированную продукцию на кассе, вывести товары из оборота можно через ЭДО. В универсальный передаточный документ потребуется включить дополнительное поле «СвВыбытияМАРК» с одним из двух значений:
значение «1»: «покупка товаров юрлицами и ИП в целях использования для собственных нужд, не связанных с их последующей реализацией»;
значение «3»: «использование товаров для производственных целей, не связанных с их последующей реализацией».
Добавить это поле в УПД может как продавец, так и покупатель. Когда контрагенты подпишут документ, коды маркировки будут выведены из оборота автоматически.
Продажа на кассе
У тех предприятий HoReCa, которые реализуют изделия с маркировкой на кассе, схема работы не изменится. Они должны зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК» и подключить кассу к оператору фискальных данных (ОФД).
Продажа маркированной продукции на кассе происходит так:
Кассир сканирует код маркировки на товаре с помощью 2D-сканера.
Онлайн-касса через ОФД отправляет в «Честный ЗНАК» запрос о достоверности кода. «Честный ЗНАК» подтверждает запрос.
Кассир формирует чек и выдаёт его покупателю.
ОФД отправляет данные из чека в ФНС и «Честный ЗНАК».
«Честный ЗНАК» выводит товар из оборота.
Подготовка к обязательной маркировке
Компаниям и индивидуальным предпринимателям из сферы гостеприимства требуется только сканировать коды маркировки при продаже продукции, а не маркировать изделия самостоятельно. Поэтому HoReCa нужно:
Выпустить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). УКЭП необходима для входа в Личный кабинет на сайте «Честного ЗНАКа» и заверки электронных документов. Для записи электронной подписи вам потребуется защищённый носитель. Выбрать и заказать его можно на нашем сайте.
Заключить договор с оператором электронного документооборота (ЭДО). Для предприятий HoReCa подойдёт онлайн-сервис Астрал.ЭДО, с помощью которого можно принимать и подписывать УПД с кодами маркировки и отправлять в «Честный ЗНАК» всю информацию о движении маркированной продукции.
Зарегистрироваться на сайте системы «Честный ЗНАК».
Приобрести оборудование для сканирования кодов маркировки DataMatrix: 2D-сканер или терминал сбора данных.